Ігри для розвитку мовлення

Вы можете играть дома, во время прогулки, по дороге домой или в детский сад.

1.«Назови ласково»
Взрослый называет слово, ребенок повторяет его употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Курица –                                   Цыпленок –

Петух –                                     Утенок –

Утка –                                       Гусенок –

 

 

2.«Один – много»

Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Образец: Одна курица, а на птичьем дворе много… (куриц).

Одна утка, а на птичьем дворе много…

Один, гусь, а на птичьем дворе много…

Один индюк, а на птичьем дворе много…

Один цыпленок, а на птичьем дворе много…

Один утенок, а на птичьем дворе много…

Один петух , а на птичьем дворе много…

 

 

  1. «Скажи наоборот»

Предложите ребенку закончить предложения.

Утка большая, а утенок – …

Цыпленок молодой, а петух – …

У гуся шея длинная, а у курицы -…

 

  1. «Назови птичью семью»

Назовите папу, маму, и детеныша  домашних птиц.

Петух, курица, цыпленок.

Селезень, утка, утенок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

 

 

  1. Пальчиковая игра

 

Гусь гогочет очень важно:

Соединять пальцы правой руки с большим.

 

«Ах, какой же я отважный.     

  Соединять пальцы левой руки  с большим.

 

Никого не пропускаю,

Поочередно  соединять все пальцы обеих рук с большими.

 

Больно за ноги щипаю»

одновременно соединять все пальцы обеих рук с большими  –  имитировать       щипание.

 

  1. «Внимательные ушки»

 

Взрослый предлагает ребенку послушать слова их лопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком В, и закрыть уши руками, если он услышит слово со звуком Ф.

Вата, вагон, фонтан, волк, флаг, сова,  сафари,  кофта,  товар, пуф.

 

  1. Скороговорка

Федя полез за конфетой в буфет –

Факт,что в буфете не будет конфет.

 

  1. стихотворение о букве Ф.

Ф – фонарный столб. Смотри!

Слева, справа – фонари.

 

Выучи скороговорку:

Веня у Феди варенье слизал,

Федя у Вени фонарик сломал.

Федя фонарик потом починил,

Веня конфетой его угостил.

 

Выучи потешку:

– Курочка-рябушка,

Где ты была?

– На речке.

– Курочка-рябушка,

Зачем тебе на речку?

– По водичку.

– Курочка-рябушка,

Зачем тебе водичка?

– Цыплят поить.

– Курочка-рябушка,

Как цыплята просят пить?

-Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

 

Выучи скороговорку.

Федя полез за конфетой в буфет.

Факт что в буфете не будет конфет.

 

 Ф – фонарный столб. Смотри!

Слева, справа – фонари.

  1. «Назови лишнее слово».

 

Взрослый называет ряд слов, ребенок  назвать должен лишнее слово и объяснить,  почему оно лишнее.

Корова, коза, собака, волк.

Кошка, мышка, свинья, лошадь.

 

 

  1. «Один – много»

 

Взрослый  называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Образец: теленок – телята

Котенок –                                                 Ягненок –

Щенок –                                                  Поросенок –

Жеребенок –                                           Козленок –

 

 

  1. «Назови ласково»

 

Взрослый называет слово, ребенок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Кошка –                                                 Собака –

Коза –                                                    Корова –

 

 

Свинья –                                                  Лошадь –

Баран –

 

  1. Пальчиковая игра.

 

Дай молока, Буренушка,                      Складывают  ладони ковшиком.

Хоть капельку – на донышке               Стучат указательным пальцем

правой руки по левой ладошке.

Ждут меня котятки,                             Делают «мордочки»  из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                      Загибают по одному пальчику на

Творогу немножечко,                          руках, начиная с мизинцев, на каждое

Масла,  простоквашки,                        название молочного продукта.

Молока для кашки.

Всем дает здоровье                               Попеременно хлопают в ладоши и   

Молоко коровье.                                     ударяют кулачками.

 

 

  1. «Внимательные ушки».

 

Предложите ребенку  послушать слоги и хлопнуть в ладоши , если он услышит слог со звуком [В].

КО, ПА, ВО, НУ, ВЫ.

Затем предложите поднять руку, если он услышит слово со звуком [В].

Сова, луна, вата, фара, лицо.

 

 

  1. Скороговорка:

 

Воины не воют, воины воюют.

Волки не воюют ,волки воют.

 

 

  1. Стихотворение о букве В.

 

В – немного толстовата,

Справа ведь набита вата.

1.«Посчитаем»

Образец: Один каменщик, два каменщика, …пять каменщиков

Один электрик…

Один маляр…

Один кровельщик…

Один сварщик…

 

  1. «Кто что делает?»

Образец: каменщик кладет кирпич.

Маляр… (красит стены).

Электрик… (прокладывает электрические провода).

Плотник…(ставит окна и двери).

Экскаваторщик…(роет котлован).

 

 

  1. «Добавлялки».

Образец: Если в доме один этаж, то это дом какой?…(одноэтажный).

Если в доме два этажа…

Если в доме пять этажей…

Если в доме много этажей…

 

  1. »Скажи какой».

Образец: Если дом построен из кирпича, то он какой?…(кирпичный).

Из бревен…                                             Из дерева…

Из камня …                                             Из соломы

 

  1. 5. Пальчиковая игра «Строим дом».

 

Строим стенки,                                Поочередно поставить руки ребром на стол

Потолок ,                                          Поднять  ладони над столом.

Пол ,                                                 Опустить ладони на стол.

Окно,                                                Соединить указательные и большие пальцы   

                                                          обеих рук.  

А вот – звонок!                               Дотронуться указательным пальцем до носа.

На поляне дом стоит,                     Сделать  из ладоней «крышу».

Ну а в домик путь закрыт.             Сделать из ладоней «ворота».

Мы ворота открываем,                   Поставить ладони параллельно друг другу.

В домик в гости приглашаем.        Сделать из ладоней «крышу».

 

 

  1. «Внимательные ушки».

 

Предложите ребенку послушать слоги и хлопнуть  в ладоши,  когда он услышит слог со звуком [С].

ФИ, СУ, НА, ВЫ, СА, ОС,ИТ,АС, СО.

Затем предложите поднять руку, когда он услышит слово со звуком [С].

Сушки, грибы, коса, нос, дети, санки, дом, ананас.

 

  1. Чистоговорки.

Са-са-са – у норы сидит лиса.

Со-со-со – покатилось колесо.

Су-су-су – серый волк живет в лесу.

Сы-сы-сы – прилетели две осы.

 

 

  1. Стихотворение о букве С.

С – от бублика кусок.

Кто-то съел в нем правый бок.

 

  1. Скороговорка.

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне.

До сих пор бы сидел на сосне.

  1. «Подбирай и называй»

 

Вместе с ребенком подберите как можно больше слов-определений.

Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая.

Снег (какой?) –

Снежинка (какая?) –

Лед  (какой?) –

Погода (какая?) –

 

 

  1. «Скажи наоборот»

 

Предложите ребенку закончить предложения.

Летом дни жаркие, а зимой –

Летом день длинный, а зимой –

Снег мягкий, а лед –

Одни сосульки длинные , а другие –

 

 

  1. «Из чего – какой?»

 

Горка из снега (какая?) – снежная.

Дорожка изо  льда –

Погода с морозом –

 

  1. Игра с пальчиками.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

(руки сжать в кулачки: раскрывать каждый пальчик правой руки по очереди, начиная с большого).

 

К нам зима пришла опять.

(раскрывать каждый пальчик левой руки по очереди, начиная с большого)

 

Снег лежит сплошным ковром –

(закрывать пальцы правой руки по одному, начиная с мизинца)

 

Изменилось все кругом.

(закрывать пальцы левой руки по одному, начиная с мизинца).

 

 

 

  1. «Внимательные ушки»

Взрослый предлагает ребенку послушать слоги и сжать кулачки, если он услышит слог с твердым звуком [Д ] (ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДЭ), и погладить одну ладошку другой если услышит  слог с мягким звуком [Д `] (ДИ, ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ).

ДА, ДО, ДИ, ДЭ, ДЯ, ДЮ, ДУ.

Затем предложите найти эти звуки в словах.

Дым, диван, дом, вода, садик, люди, кадушка, дятел.

 

 

  1. Стихотворение о букве Д.

Буква Д на дом похожа –

Пол и крыша есть в ней тоже!

 

 

  1. Скороговорка.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

Дятел долбит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Дятел на дубу сидит,

День-деньской кору дробит.

  1. «Один – много».

 

Взрослый называет словосочетание в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив слова во множественном числе.

Образец: Летит воробей – летят воробьи.

Летит снегирь –                                 Летит ворона –

Летит синица –                                  Летит голубь –

Летит сорока –                                   Летит дятел –

 

 

 

  1. «Посчитаем»

 

Взрослый предлагает посчитать названные предметы.

Образец: Одна зимующая птица, две зимующие птицы, …пять зимующих птиц.

Одно белое крыло…

Один острый клюв…

Одна красная лапка…

Один длинный хвост…

Одно маленькое туловище…

Одна круглая головка…

 

 

  1. «Повтори песенку птиц»

Взрослый произносит определенный слоговой ритм, ребенок должен его повторить.

Синичка поет: ти-те, ти-ти-тень.

Воробей чирикает: чик-чик-чик. Чик-чирик.

Ворона каркает: кар, кар-кар-кар.

Дятел стучит по дереву: туки-тук, тук-тук-тук.

 

 

 

  1. Игра с пальчиками.

Мы кормушку смастерили      Поочередно сгибать пальцы на правой руке,  

                                                    начиная с большого.

И к окошку прикрепили.          Поочередно сгибать пальцы на левой руке,

                                                    начиная с большого.

Будут птицы прилетать ,          Поочередно разгибать пальцы на правой руке,

                                                    начиная с мизинца.

Корм клевать и щебетать.        Поочередно разгибать пальцы на правой руке,

                                                    начиная с мизинца.            

 

 

  1. «Внимательные ушки»

Предложите ребенку послушать слова и сжать кулачки если он услышит твердый звук [Г],  и погладить ладошку , если он услышит мягкий звук [Г`].

Гусь, гиря, год, гамак, герой, погода, сапоги.

 

 

  1. Скороговорка

Груша гусениц не любит –

Гусеница грушу губит.

 

 

  1. Стихотворение о букве Г.

Г – громадный кран подъёмный,

Помогает строить нам.

Без труда он блок бетонный

Поднимает к небесам.

  1. «Назови ласково»

 

Взрослый называет слово, ребенок повторяет его в уменьшительно-ласкательной форме.

Образец: Кукла – куколка.

Машина –                          игрушка –                             мяч –

Посуда –                            самолет –                              дом –

 

 

 

  1. «Из чего какой?»

 

Образец: Автобус из металла (какой?) – металлический.

Мишка из плюша – … .                        Ослик из резины =… .

Мячик из кожи – … .                            Пирамидка из дерева – … .

Дом из пластмассы – … .                     Ведро из железа – … .

 

 

 

  1. «Посчитаем»

 

Взрослый предлагает посчитать названные предметы.

Образец: Один самолет, два самолета, ….. пять самолетов.

Один мяч….

Один кораблик…

Одна кукла…

Одна пирамидка…

 

  1. Пальчиковая игра

 

Наша Маша рано встала,                       Ритмично хлопать в ладоши.

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки  на окошке,                   Поочередно  соединять пальцы

Две Танюшки  на подушке,                  с большим на обеих руках.

Две  Аринки  на перинке,

А Петрушка в колпачке,

На дубовом сундучке.                           Соединять кулачки, меняя положение

рук: правый кулачок на левый, затем левый на правый.

 

 

 

  1. «Внимательные ушки»

Предложите ребенку послушать звуки и поднять руку, когда он услышит звук К: Т, К, П, К, Н, С, К, К. затем предложите послушать слоги и хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог со звуком К: АК, УП, КУ, ОТ, КА.

 

 

 

  1. «Четвертый лишний»

Предложите ребенку послушать слова, выделить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Кошка, кастрюля, ботинки, кубик.

 

 

  1. Стихотворение про букву К.

Буква К – прямая спинка,

Два луча от серединки:

Вправо – вверх, вправо – вниз,

Ну-ка, буква, появись!

 

 

  1. Скороговорка

В копилке не пилки,

В копилке не опилки,

В копилке не ветки,

В копилке монетки.

  1. «Один – много»

 

Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Топор –                                      Молоток –

Отвертка –                                 Рубанок –

Дрель –                                      Лопата –

Пила –                                        Грабли

 

 

  1. «Добавлялки».

 

Взрослый предлагает ребенку закончить предложение, назвав нужные инструмент. Затем ребенок повторяет предложение полностью.

 

Образец: гвозди забивают (чем?) молотком.

Дрова рубят…

Доски пилят…

Шурупы закручивают…

Стены сверлят…

Яму копают…

Сгребают листья…

 

 

  1. «Назови лишнее слово»

 

Лопата, грабли, молоток, доска.

Пила, отвертка, гвозди, щипцы.

Ведро, топор, молоток, пила.

 

 

  1. Пальчиковая игра.

 

Идет Кузьма с кузницы,                Дети «ходят» пальцами по столу.

Несет Кузьма два молота.             Ударяют кулачками по столу.

– Тук, тук, тук!                               Попеременно ударяют кулаками

Вот ударим разом вдруг:               друг о друга.

Для всех людей                              Делают ритмичные хлопки.

Накуем гвоздей!                             Попеременно ударяют кулаками

                                                         друг о друга.

 

  1. Скороговорка.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

 

 

  1. Стихотворение о букве:

Е – ствол и у ствола  три ветки,

Слева ствол, а справа ветки.

 

 

  1. Найди опечатки!

 

                                      С тобою Е играет в прятки.

Найди скорее опечатки.

В словах ошибки все исправь,

На место букву «Е» поставь

 

Словно рыженькая стрелка,                                В шубках тёпленьких из меха

Носится по веткам бУлка!                                   Хорошо на санках Охать!

 

Пасутся белые овечки                                           Под Новый год повесят детки

На  травке у глубокой рУчке                                Шары на елочные  вАтки.

  1. «Один – много».

Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Образец: Герань – герани

Кливия –                                                Фикус –

Бальзамин –                                          Фиалка –

Кактус –                                                 Бегония –

Традесканция –                                     Цикламен –

 

 

 

  1. «Назови ласково».

Взрослый называет слово, ребенок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Образец: Цветок –цветочек

Стебель –                                          Корень –

Лист –                                               Лепесток –

Бутон –

 

 

  1. «Хлопушки»

Ребенок прохлопывает слова, разделяя их на слоги.

Фи-кус, глок-си-ни-я, как-тус, фук-си-я, тра-дес-кан-ци-я, хло-ро-фи-тум, кли-ви-я, фи-ал-ка, ге-рань, баль-за-мин, бе-го-ни-я, цик-ла-мен.

 

  1. Пальчиковая игра «Цветочки в горшочках»

На окне в горшочках                 Показать руками «окошко» и «горшочек».

Поднялись цветочки .               Ладони  сложить вместе, пальцы направлены   

                                              вверх.                                                                                                                                      К солнцу потянулись,               Руки со сложенными ладонями вытянуть вверх.

Солнцу улыбнулись.                Ладони развернуть к себе крест-накрест и

                                                    раздвинуть пальцы.

К солнышку цветочки               Ладони развернуть вниз.

Повернут листочки.                  Ладони развернуть вверх.

Повернут бутоны ,                     Покрутить кулачками.

В солнышке утонут .                 Описать круг руками.

 

 

 

  1. «Внимательные ушки».

 

Предложите ребенку послушать слова и хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком Й.

Лиса, лайка, игрок,  лицо, соловей, автобус, троллейбус,  змей,  машина , Айболит, имя, чай.

 

 

 

  1. Скороговорка.

 

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей.

 

 

 

  1. Стихотворение о букве Й.

 

Знай, что Й зовут « И кратким».

Й как  И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху палочку пиши.

  1. «Один – много»

 

Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Ракета –                       Звезда –

Космонавт –                Луноход –

Спутник –                    Планета –

 

  1. Пальчиковая игра.

 

«Раз, два, три, четыре, пять!» –

(разгибать каждый пальчик по очереди, начиная с большого пальца правой руки)

Будем в космос мы играть.

(разгибать каждый пальчик по очереди, начиная с большого пальца левой руки)

Приготовились к полету,

(соединять пальцы обеих рук, начиная с больших)

Запускаем космолеты.

(разъединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)

«Старт!» – и к звездам мы летим,

(хлопок в ладоши, руки, согнутые в локтях, поднять вверх, развести в стороны)

Там найти друзей хотим.

(описать руками круг, соединить руки внизу)

 

 

  1. «Хлопушки»

 

Вместе с ребенком прохлопайте слова, разделяя их на слоги.

Ра-ке-та, кос-мос, звёз-ды, лу-на, солн-це, пла-не-ты, кос-мо-навт, Зем-ля.

 

 

  1. «Скажи наоборот»

 

Образец: Далекий – близкий.

Высокий –                               Тесный –

Улетать –                                 Темный –

Подниматься –                        Родной –

 

 

  1. «Внимательные ушки».

 

Предложите ребенку послушать слова и поднять руку, если он услышит слово со звуком Р.

Утро, молоток, краска, рысь, стол, дорога, халат, юла ,топор.

 

 

  1. Скороговорка.

 

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор,

Стал чинить Егор забор,

Потеря Егор топор.

Вот и ищет до сих пор…

 

  1. Стихотворение для заучивания.

 

Р стоит на корабле,

Это сразу видно мне.

Парус к мачте прикреплен,

Вправо гордо смотрит он!

  1. «Назови ласково»

 

Взрослый называет слово, ребенок повторяет его в уменьшительно-ласкательной форме.

Образец: шкаф – шкафчик

Стол –                       диван –                              кровать –

Стул –                       кресло –                             полка –

 

 

 

  1. «В магазине»

 

Взрослый предлагает ребенку закончить предложение, назвав предмет мебели во множественном числе. Затем ребенок повторяет предложение полностью.

Образец: В мебельном магазине мы видим много столов.

В мебельном магазине мы видим много… (стул)

В мебельном магазине мы видим много… (шкаф)

В мебельном магазине мы видим много…(кровать)

В мебельном магазине мы видим много…(полка)

 

 

 

  1. «Назови какой»

 

Образец: Стул из дерева (какой?) – деревянный стул.

Диван из кожи –                              Табуретка из пластмассы –

Стол из стекла –                               Полка из железа –

 

  1. Пальчиковая игра «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                      Хлопают в ладоши

Много мебели в квартире.             Сжимают и разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,       Загибают пальчики, начиная

А в буфет поставим чашку.            с больших, на обеих руках.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.        Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире.              стучат кулачками.

 

 

 

  1. Предложите ребенку придумать слова, которые начинаются на звук [Н]
  2. Предложите ребенку выложить букву Н из палочек.

 

 

  1. Стихотворение о букве Н.

            Н похожа на носилки,

Тут доска посерединке.

Мы за ручки взялись дружно –

Носим мусор куда нужно.

 

 

  1. Скороговорка.

На Наденьку новое платье одели.

У Нади есть платья на все дни недели.

 

 

  1. Считалка:

Столяр, столяр, где ты был?

– В лес за деревом ходил,

Изготовлю мебель в дом

Молотком и топором.

  1. «Хлопушки»

Ребенок  прохлопывает слова, разделяя их на слоги.

Шар, ел-ка, шиш-ка,  сне-жин-ка, звез-да, со-суль-ка, дож-дик, бу-сы, гир-лян-да.

 

 

  1. «Посчитаем»

Образец: Один шар, два шара, …пять шаров.

Одна сосулька…

Одна шишка…

Одна звезда…

 

 

  1. Какие игрушки?

 

Игрушка из стекла (какая?) – стеклянная.

Игрушка из бумаги –

Игрушка из дерева –

Игрушка из пластмассы –

 

 

  1. «Полет снежинки».

 

Нужно вырезать из салфетки  или тонкой бумаги небольшую снежинку , прикрепить к ней ниточку. Ребенку предлагается взять снежинку и, удерживая ее за ниточку, подуть на нее, не надувая щек и не напрягаясь.

 

 

 

  1. Игра с пальчиками.

 

Скоро праздник Новый год!

(сжимать и разжимать кулачки)

 

Дедушка Мороз придет,

(соединять пальцы обеих рук по одному, начиная с больших)

 

Огоньки зажжет на елке

(пальцы сложить в «замок», поднимать и опускать пальцы, не разъединяя рук)

 

И подарки принесет.

(развести руки в стороны и вверх)

 

 

  1. «Внимательные ушки»

 

Взрослый предлагает ребенку послушать слова и поднять руку, если он услышит слово с твердым звуком [Х], и топнуть ногой, если в слове мягкий звук [Х`].

Хлеб, хомяк, хижина, хор, орехи,  сахар.

 

 

  1. Скороговорка.

Халве хвала –

Вкусна халва.

 

 

  1. Стихотворение о букве Х:

Х как ножницы в руках

без колечек на ногах.

 

  1. «Доскажи словечко».

Взрослый называет первый слог, а  ребенок  придумывает слово которое начинается на этот слог.

Ха… ( халва, халат…)

Хо…(хобот, хоккей…)

Хи…(хитрый,  хихикать…)

  1. «Хлопушки»

Ребенок прохлопывает слоги  в слове, голосом выделяя ударный слог.

Туф-ли, бо-тин-ки, са-по-ги, ке-ды, крос-сов-ки, тап-ки, шлеп-ки, бо-со-нож-ки, ва-лен-ки.

 

  1. «Четвертый лишний»

Предложите ребенку послущать четыре слова, выбрать из них лишнее и объяснить , почему оно лишнее.

Сандалии, туфли, сапоги, брюки.

Ботинки, сапоги, тапки, кроссовки.

Обувь моют, гладят, носят, протирают.

 

  1. «Из чего – какой ?».

Туфли из  –  кожаные.

Сапоги из резины – … .

Тапочки из материи – … .

Ботинки из замши – … .

 

  1. Пальчиковая игра «Новые кроссовки».

 

Как у нашей кошки                              Загибают по одному пальчику, начиная

На ногах сапожки.                               с больших, на обеих руках на каждое

Как у  нашей свинки                            название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка  –

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.                                   Ритмично выполняют хлопки ладонями

Новые кроссовки.                                  и удары кулачками.

  1. «Хлопушки»

 

Ребенок прохлопывает слоги  в слове, голосом выделяя ударный слог.

Туф-ли, бо-тин-ки, са-по-ги, ке-ды, крос-сов-ки, тап-ки, шлеп-ки, бо-со-нож-ки, ва-лен-ки.

 

 

 

  1. «Четвертый лишний»

 

Предложите ребенку послушать четыре слова, выбрать из них лишнее и объяснить , почему оно лишнее.

 

Сандалии, туфли, сапоги, брюки.

Ботинки, сапоги, тапки, кроссовки.

Обувь моют, гладят, носят, протирают.

 

 

 

  1. «Из чего – какой ?».

 

Туфли из  –  кожаные.

Сапоги из резины – … .

Тапочки из материи – … .

Ботинки из замши – … .

 

  1. Пальчиковая игра «Новые кроссовки».

 

Как у нашей кошки                              Загибают по одному пальчику, начиная

На ногах сапожки.                               с больших, на обеих руках на каждое

Как у  нашей свинки                            название обуви.

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка  –

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.                                   Ритмично выполняют хлопки ладонями

Новые кроссовки.                                  и удары кулачками.

 

 

 

  1. «Внимательные ушки»

 

Взрослый предлагает ребенку послушать слоги  и поднять руку, когда он услышит слог со звуком  Б.

НА, БЫ, ТУ, ПИ, БО, БУ.

Затем предложите  послушать слова и хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово со звуком Б.

Бык,  суп, рыбак, пол, зубы.

 

 

 

  1. Стихотворение о букве Б.

 

Большой живот у буквы Б.

Беретик есть на голове.

 

 

  1. Скороговорка

 

Бабушка Любочке испекла булочки и бублики.

  1. «Хлопушки»

Ребенок прохлопывает слоги в слове, голосом выделяя ударный слог.      Лук, чес-нок, ре-па, свёк-ла, кар-тош-ка, по-ми-дор, о-гу-рец, ре-дис-ка, ка-ба-чок, пе-рец, го-рох.

 

 

  1. «Назови ласково».

Взрослый называет слово,  ребенок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Помидор – помидорчик        картошка-                        репа –                             горох –                                     огурец –                            лук –                                морковь –                                 перец –                             чеснок –

 

 

  1. «Узнай по запаху»

Положите на тарелку кусочки нарезанных овощей. Предложите ребенку закрыть глаза и по запаху отгадать, какой овощ перед ним.

 

 

 

  1. Пальчиковая игра «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим,                                                                            (прямыми, напряженными ладонями движения вверх-вниз)
Мы капусту солим, солим,                                                                                   (пальцы собраны щепотью, «солим капусту»)                            Мы капусту трем , трем,                                                (энергичные движения прямыми ладонями вперед – назад )                                       Мы капусту жмем, жмем.                                                                                (энергично сжимаем пальцы в кулак одновременно на двух руках ).

 

  1. «Вершки и корешки»

Нарисуй овощи, у которых съедобен «вершок»  вверху листа, овощи у которых съедобен «корешок» внизу листа бумаги.

 

 

  1. «Внимательные ушки»

 

Предложите ребенку послушать четыре слова и  сказать, какое из этих слов лишнее. Ребенок должен объяснить свой выбор.

Умница, ученик, азбука, уроки.

 

 

  1. Взрослый предлагает ребенку придумать слова, которые начинаются на звук У. Затем можно придумать предложения с этими словами

 

 

  1. Стихотворение для заучивания.

Буква У кричит: «Ура!»,

Руку тянет вверх она.

 

 

  1. Скороговорка

У умной Ули все куклы уснули.

  1. «Назови ласково»

Взрослый называет слово, ребенок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Машина –                   Катер –                                Лодка –

Самолет –                  Грузовик –                           Корабль –

 

 

  1. «Хлопушки»

Ребенок должен прохлопывать слова, разделяя их на слоги.

Шо-фер, так-сист,  лет-чик, ка-пи-тан,  во-ди-тель,  кон-дук-тор, ма-ши-нист.

 

  1. Назови лишнее слово.

Водитель, капитан, повар,  летчик.

Шофер, машинист, таксист.

Машинист, летчик, водитель, водопроводчик

 

 

  1. «Один – много»

Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Образец: Одна машина, а на дороге много… (машин).

Один грузовик,  а на дороге много …

Один самолет, а в воздухе много…

Один корабль, а в море много…

Одна  лодка, а в море много…

 

  1. «Из чего – какой»

Дверца из металла (какая?) – металлическая

Руль из пластмассы (какой?) –

Сиденье, обшитое кожей (какое?) –

Колесо из резины (какое?) –

 

 

  1. Пальчиковая игра

 

Ввысь взлетает самолет,       Сжимать и разжимать кулачки

Пассажиров он везет.            Соединять пальцы правой руки с большим.

В небе он парит как птица,   Соединять пальцы левой руки  с большим.

Долетит и приземлится.          Сжимать и разжимать кулачки.

 

 

 

  1. «Внимательные ушки»

 

Предложите ребенку послушать слоги и поднять руку, когда он услышит слог со звуком Ш.

ША, ЖУ, ШИ, СО, ЖА, ШЕ, АШ, ОС, ШУ.

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово со звуком Ш.

Шапка, ножи, кошка, шутка, зайка, малыш, коза, лужа, башня.

 

 

  1. Скороговорка.

Яша кушал кашу,

Антошка – картошку,

Лешка – лепешку.

Валюшка – ватрушку.

 

  1. Стихотворение о букве Ш

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят.

Значит, это буква Ш

Смотрит на ребят.

  1. «Один – много».

 

Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Образец: Яблоко – яблоки.

Груша –                    банан –                       слива –

Персик –                   апельсин –                 абрикос –

 

 

  1. «Назови ласково».

 

Взрослый называет слово, ребенок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Образец: Яблоко – яблочко

Банан –                   апельсин –                мандарин –

Слива –                   ананас –                    абрикос –

 

 

  1. «Семейка слов»

 

Взрослый задает ребенку наводящие вопросы.

Где растут фрукты? (в саду) Как называют человека, который выращивает сад? (садовод) Как называют растения, которые растут в саду? (садовые) Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли. (сад, садовод, садовые)

 

 

  1. «Узнай по вкусу».

 

Положите на тарелку кусочки нарезанных фруктов. Предложите ребенку с закрытыми глазами попробовать кусочек фрукта, и отгадать какой это фрукт.

 

 

  1. Пальчиковая игра Компот»

      

Будем мы варить компот,            Левую ладошку  держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:         правой имитируют помешивание в нем.

Будем яблоки крошить,               Загибают пальчики на правой руке,

Грушу будем мы рубить,             начиная с большого.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Варим, варим вы компот.            Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

 

 

 

  1. Взрослый предлагает ребенку найти в окружающем предметы, названия которых начинаются  на звук А

 

 

 

  1. Взрослый предлагает ребенку послушать четыре слова, а затем повторить их в том же порядке.

Апельсин, альбом, автобус, аист.

 

 

    8.Стихотворение для заучивания.

Буква А, буква А!

Наклонились два столба.

Наклонились, наклонились,

А потом соединились!

Авторизація
*
*

Генерація паролю